В статье использованы материалы руководимой автором коммисии, разрабатывающей по поручению Комиссии по экономике и финансам Межпарламентской Ассамблеи стран - участников СНГ идею и проект Модельного закона для стран - участников СНГ "О публично-частном партнерстве".
Общая черта публично-частного партнерства
Объективная потребность в строительных работах новых объектов общественной инфраструктуры, реконструкции и модернизации существующих объектов требует громадных капиталовложений. Решение столь непростых задач лишь за счет бюджетных средств либо лишь за счет частных капиталовложений не всегда быть может, и одним из способов их осуществления является публично-частное партнерство, которое возможно установить как соглашение о передаче публичным партнером (государственным, местным либо другим публично-юридическим образованием) частному партнеру (лицу, реализующему деятельность в области предпринимательства: коммерческой организации, Пбоюл ) функций по частичному либо полному субсидированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управлению объектов общественной инфраструктуры, таких, к примеру, как автотранспортная инфраструктура, инфраструктура ЖКХ, спортивные сооружения, школы, поликлиники и т.п.В экономической и правовой литературе подчёркивается, что разнообразие видов, форм и сфер употребления публично-частного партнерства делает его универсальным механизмом для реализации многих долговременных проектов - от создания и продвижения инфраструктуры до задач инвестиционной и инновационной политики. Но до сих пор не сложилось единого определения определения публично-частного партнерства. Наровне с термином "публично-частное партнерство" активно используется термин "государственно-частное партнерство", и термины "лично-государственное партнерство" и "лично-публичное партнерство" <2>. На наш взор, в научном обороте и законе рационально применять термин "публично-частное партнерство", потому, что такое партнерство выполняется не только в отношениях страны и бизнеса, но и в отношениях городов (не являющихся государственными) и бизнеса. Чтобы выделить бытующую в Российской Федерации и других странах - участниках СНГ, и основном государств Западной Европы (в различие, к примеру, от Англии, США и ряда других государств) ведущую роль публичного партнера в инициировании (определении сфер употребления коллективных проектов, условий отбора частных партнеров, условий реализации проектов), кроме того вернее оперировать термином "публично-частное партнерство".
<2> См., к примеру: Татаркин А.И. и др. Теоретические базы государственно-частного партнерства / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Ю.Г. Лаврикова // Бизнес, менеджмент и право. 2009. N 1. С. 21; Белицкая А.В. Юридическое регулирование государственно-частного партнерства. М., 2012. С. 7 - 53.
Для свыше глубокого уяснения определения публично-частного партнерства нужно прояснить такие вопросы, как общественно-хозяйственной природа публично-частного партнерства, причины, которые установили потребность в данном университете, его становлении и продвижении; юридическая природа публично-частного партнерства, основания происхождения подобающих правоотношений, юридическая форма их реализации.
Публично-частное партнерство как явление, известное называющиеся Public Private Partnership (PPP), появилось в Англии в начале 90-х годов прошлого века и согласовано с реализацией новой концепции управления гос собственностью при помощи привлечения частного субсидирования. Потом идея публично-частного партнерства распространилась в Европе, США, Австралии, Канаде и других государствах. Появление и распространение разных форм и видов публично-частного партнерства были связаны с кризисом государственного субсидирования публично значимых инфраструктурных проектов, рвением стран притянуть частные средства для их соинвестирования и поделить соинвестиционные риски, связанные с реализацией проектов, между бизнесом и государством. Применение аналогичной формы партнерства страны и бизнеса разрешает экономить большие бюджетные средства благодаря частным капвложениям, внедрять технические нововведения, имеющиеся у бизнеса, отвлекать государство от непосредств енного участия в производстве, концентрируя его старания на координационных и надзорных функциях.
В связи с происхождением и продвижением практики публично-частного партнерства отношенья между бизнесом и государством зарубежом складывались по-различному. Возможно вычленить две основные модели таких отношений: английскую и французскую.
Согласно с английской моделью публично-частного партнерства, характеризуемой как частноправовая, либеральная, государство предоставляет бизнесменам право решать, как, где и когда строить предметы публично-частного партнерства. Наряду с этим за страной остается право выдавать частным партнерам разрешения на реализацию того либо другого проекта публично-частного партнерства, реализовать надзор за его предстоящей эксплуатацией.
Французская модель публично-частного партнерства характеризуется как публично-юридическая, основанная на административно-юридическом акте. Согласно с таковой моделью государство вполне контролирует все периоды реализации инфраструктурного проекта, включая проектирование, строительство и эксплуатацию предмета публично-частного партнерства.
В Российской Федерации партнерство страны и бизнеса по формированию инфраструктурных проектов прошло пару периодов. До 1917 года имела место практика заключения концессионных соглашений как одной из форм публично-частного партнерства, характеризующихся сильно отражённой частноправовой природой <3>. Затем во времена так называемой новой экономической политики концессионные соглашения заключались СССР с зарубежными и русскими организациями. Этот срок партнерства страны и бизнеса характеризуется неравноправным положением концессионера и концедента, государство диктовало условия партнерства <4>. Позднее с продвижением законодательства ставка делалась на лицензионный (публично-правовой, недоговорной) способ регулирования взаимоотношений страны и частных инвесторов, что в особенности проявлялось в сфере природопользования. Но с переходом к коммерческой хозяйственной жизни лицензионный способ начал выступать тормозом в продвижении соинвестиционных взаимоотношений. Начался постепенный отказ от такого способа и возврат к регулированию взаимоотношений бизнеса и страны на базе договора (концессионного соглашения), и саморегулирования в сфере предпринимательства <5>. Соответственно, принимается закон, отражающее процесс либерализации российской экономики <6>.
<3> Носов Н.К. К кризису определения концессионного соглашения // Советское право. 1926. N 3, 4.
<4> Бернштейн И.Н. Очерк концессионного права СССР. М.; Л., 1930. С. 13 - 14.
<5> Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002. С. 26.
<6> См., к примеру: Базы законодательства Альянса ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 N 810-1 // Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 25. Ст. 481 (потеряли силу из-за введения в воздействие части второй ГК РФ РФ); закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на продажи товаров, исполнение работ, оказание услуг для государственных и местных потребностей" // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105 (потерял силу в связи с принятием закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О договорной системе в сфере покупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и местных потребностей" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652); закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделении продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18 (потом по тексту - Закон о соглашениях о разделении продукции); закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
Комментариев нет:
Отправить комментарий